Заказать обратный звонок
  • Телефоны интернет-магазина
    По России звонок бесплатный

    8 (800) 555-51-45
  • Москва

    (495) 668-09-39
  • Санкт-Петербург

    (812) 925-00-25
  • Доставка по всей России
  • Удобные способы оплаты
  • 8 лет на рынке
  • Свой склад

12.03.2006

Приборы серии "Furuno FI-30"

Валерий Евстратов

   Продолжим начатую в предыдущем номере тему о навигационных приборах "NavNet", с которыми японская "FURUNO" вторглась в сферу, до недавнего времени прочно занятую европейскими и американскими компаниями. Однако успех дебюта на рынке радиоэлектроники для яхт и катеров был бы не полным без еще одного небольшого, но важного шага, с которого обычно начинали остальные производители - с создания базового набора приборов (лагов, эхолотов и пр.).

   Действительно, при всей своей многофункциональности "NavNet" - достаточно дорогая система и не может одна удовлетворять все потребности малого флота, особенно парусного. Так, если на большой яхте радар/картплоттер является инструментом штурмана, то рулевому в кокпите достаточно минимума приборов, в цифровом или аналоговом виде отображающих необходимую для управления судном информацию, хорошо различимую в любое время суток. Нет нужды говорить, что для малой яхты, по цене соизмеримой с не самым дорогим комплектом "NavNet", нужны другие приборы - лаг, эхолот, анеморумбометр.

   Для завершения экспансии в рынок яхтенной электроники "FURUNO" разработала серию навигационных приборов под общим индексом "FI-30". В их основе - проверенные технологии и многолетний опыт создания электроники для рыбопромысловых и прогулочных судов. Приборы "FI-30", функционально и информационно независимые от "NavNet", могут сопрягаться с ней при помощи протокола NMEA 0183, что существенно расширяет возможности системы.

"Furuno FI-30"

   Серия приборов "FI-30" предназначена для создания бортовых сетевых систем с центральным сервером. В отличие от "NavNet", которую трудно отнести к какому-либо определенному классу, "FI-30" состоит из традиционного для подобных систем набора: сервера, замыкающего на себе все входные и выходные информационные потоки, многофункционального дисплея, цифровых и аналоговых дисплеев и, конечно, датчиков глубины, скорости и т.п. От простого набора приборов систему отличает наличие функциональных связей, единого языка обмена данными и технологий совместного использования информации.

   Центральным элементом системы "FI-30" служит сервер. К нему подключаются датчики лага, эхолота, магнитного компаса, анеморумбометра. Для сопряжения сервера с судовой аппаратурой и приемником GPS сервер имеет вход NMEA для приема и передачи данных. С его помощью на сервер могут поступать данные от аппаратуры "NavNet" (глубина, скорость, координаты и т.д.). Аналогичная информация может поступать с выхода NMEA в систему "NavNet" и на автопилот.

   Кроме того, для работы с компьютером сервер имеет еще один NMEA-порт стандарта RS-232. Сервер также допускает подключение дополнительных аксессуаров - дистанционного выключателя подсветки, звукового сигнала, выносных кнопок "Память курса", "Человек за бортом" и т.д.

   Для связи между сервером и приборами "FI-30" служит 4-проводная шина, работающая по протоколу RS-485, в 10 раз более скоростному, чем NMEA (хорошо зарекомендовал себя в приборах "Nexus" компании "SILVA"). К шине можно подключать параллельно до 32 цифровых и аналоговых дисплеев.

   Вторым по значимости прибором является многофункциональный дисплей "Multi Control FI-301". Он способен отображать все навигационные данные, получаемые от датчиков и приемника GPS. В верхней строке экрана крупными цифрами выводятся основные данные: глубина, скорость, ветер, курс, координаты GPS. Одновременно на вторую строку при этом можно выводить вспомогательную информацию. Например, в режиме индикации скорости вторая строка может отображать:

  • полный пройденный путь;
  • путь, пройденный за плавание;
    максимальную скорость;
    среднюю скорость;
  • прямой или обратный отсчет времени (секундомер или таймер) и т.д.

Приборы серии "Furuno FI-30"

   В режимах индикации в главной строке других основных параметров, во второй строке аналогичным образом выводится иной набор вспомогательных данных.

   Кроме простого отображения результатов измерений, дисплей за счет совместной обработки получаемой от разных датчиков информации может рассчитывать новые значения - скорость относительно земли, эффективную скорость лавировки (VMG), параметры дрейфа, направление и скорость истинного ветра и т.п.

   Помимо отображения навигационных данных, "Multi Control" может осуществлять дистанционное управление другими приборами системы, их настройку.

   Для работы в системе "FI-30" предлагается 4 цифровых и 4 аналоговых дисплея. Наибольшими возможностями обладают цифровые - все они, помимо основного значения, выводимого на верхнюю строку, могут одновременно отображать ряд дополнительных данных.

Цифровые дисплеи

Лаг "FI-302 Speed"

   Кроме скорости, может дополнительно отображать полный пройденный путь, путь за плавание (с возможностью обнуления), максимальную и среднюю скорость за плавание, глубину, а также прямой и обратный отсчет времени. Способен работать напрямую от датчика скорости без сервера (рис.1).

Указатель направления и скорости ветра "FI-303 Wind Data"

   Показывает в цифровом виде значения вымпельного и истинного направления и скорости ветра, дополнительно - скорость судна относительно воды и земли (по GPS), пройденное расстояние, VMG и т.д. Для наглядности на экране дисплея отображается стилизованная круговая аналоговая шкала направления ветра. Также может работать без сервера.

Компас "FI-304 Compass Data"

   Этот дисплей показывает компасный курс судна. Допускает ввод поправок на склонение и девиацию. Если в качестве датчика направления использовать GPS, дисплей сможет отображать истинный курс. Данные также представлены в цифровой и графической форме. Дополнительные функции:

  • память значения направления;
  • направление на путевую точку;
  • заданный курс;
  • направление ветра;
  • скорость судна;
  • "правильный" курс и расстояние;
  • пройденный путь за плавание;
  • полное расстояние;
  • напряжение бортовой сети;
  • сигнал об отклонении от курса.


Многофункциональный дисплей

"FI-305 Multi XL"

   Большой дисплей с крупными символами, читаемыми на расстоянии; предназначен для отображения любых имеющихся в сети данных. Управление осуществляется с дисплея "Multi Control" (рис.2).

Приборы серии "Furuno FI-30"

Аналоговые дисплеи

   При всей своей точности в ряде случаев цифровые приборы могут быть неудобны для судоводителя, например, при необходимости отслеживать изменение одновременно нескольких параметров, удерживая в памяти и сравнивая большое количество значений. В этом случае удобнее пользоваться стрелочными приборами - особенности нашего зрения позволяют легко запоминать положение стрелок и их отклонения.

   Компания "FURUNO" предлагает 4 модели аналоговых дисплеев - индикаторы направления ветра, курса и скорости судна, указатель направления движения (рис.3). Аналоговые приборы не имеют собственных органов управления; все настройки и установки для них осуществляют с многофункционального дисплея

"Multi Control".

Индикатор направления ветра "FI-306 Wind Angle"

На 360-градусной шкале отображает направление вымпельного или истинного ветра.

Указатель курса "FI-307 Steer Pilot"

   Полезный прибор, показывающий рулевому отклонение от сохраненного в памяти курса или направления на путевую точку, полученное от приемника GPS или магнитного компаса. Помимо этого, он может показывать курс, угол вымпельного ветра, направление на путевую точку.

Приборы серии "Furuno FI-30"

Индикатор изменений скорости "FI-308 Speed Trim"

   Стрелочный индикатор показывает изменение скорости судна с момента последней установки. В зависимости от команд, поступающих от "Multi Control" или от "Wind Data", на его дисплее могут отображаться:

  • изменение скорости по лагу;
  • изменение скорости относительно
    земли;
  • изменение эффективной скорости
    лавировки (VMG);
  • изменение скорости истинного ветра;
    изменение скорости вымпельного ветра;
  • изменение скорости течения.

Датчики

   В серии "FI-30" используются традиционные для яхтенной аппаратуры ультразвуковой датчик глубины, вертушеч-ный датчик скорости, флюгер с вертушкой для измерения направления и скорости ветра и магнитный индукционный датчик курса.

Приборы серии "Furuno FI-30"

Использование приборов "FI-30"

   Как уже отмечалось, особенности серии "FI-30" позволяют формировать навигационные системы как из входящих в нее приборов, так и в сочетании с элементами системы "NavNet". Большое количество приборов и возможность обмена информацией с использованием нескольких протоколов позволяют создавать множество конфигураций для самых разных судов - от небольших парусных лодок до гоночных суперъяхт, рыболовных судов и больших моторных яхт.

Некоторые варианты построения систем.

   * Для небольших катеров, крейсерских и гоночных яхт, управление которыми осуществляется из кокпита, навигационная система может состоять только из приборов серии "FI-30" (рис.5).

Приборы серии "Furuno FI-30"

Приборы серии "Furuno FI-30"

  • Вариант навигационной системы для большой яхты открытого моря, включающий аппаратуру "NavNet", установленную в штурманском уголке, и приборы "FI-30" в кокпите около рулевого (рис.6).
  • Навигационная система большой моторной яхты с двумя постами управления в ходовой рубке и на флайбридже (рис.7).

   Уважаемые читатели! В этом и предыдущем выпусках журнала вы познакомились с продукцией "FURUNO" -одного из ведущих мировых производителей судовой радиоэлектроники, предназначенной для установки на ваши суда - катера, моторные и парусные яхты, рыболовные боты. Безупречная репутация фирмы гарантирует совершенство и качество новых серий приборов. Надеюсь, они будут достойно оценены и найдут свое место в кокпитах и рулевых рубках ваших судов.

   Компания "НАВИМАРИН" - предоставляет клиентам навигационное, связное и рыбопоисковое оборудование. Обратившись к нам Вы получите консультации, сервисное и техническое сопровождение навигационного оборудования.

   Компания "НАВИМАРИН" является официальным представителем "Furuno Eurus" в Санкт-Петербурге по оборудованию для маломерного флота.

   Обширную информацию о новинках, инструкции а также ознакомиться с подробным каталогом оборудования можно на сайте www.navimarin.ru

источник: www.captainclub.ru
Комментариев нет

Написать комментарий