Заказать обратный звонок
  • Телефоны интернет-магазина
    По России звонок бесплатный

    8 (800) 555-51-45
  • Москва

    (495) 668-09-39
  • Санкт-Петербург

    (812) 925-00-25
  • Доставка по всей России
  • Удобные способы оплаты
  • 8 лет на рынке
  • Свой склад

08.06.2006

Эхолоты переднего сканирования INTERPHASE.

Эхолоты переднего сканирования
Пользователи эхолотов переднего сканирования довольны возможностями своего оборудования.

Автор: Бен Эллисон

   Пользователи эхолотов переднего сканирования INTERPHASE довольны возможностями своего оборудования. Вот с какой проблемой приходиться сталкиваться морякам: за исключением очень прозрачных тропических вод, мы не можем видеть, куда направляется половина (и очень важная половина) нашего судна. Кончено, у нас есть морские карты, на которых отмечены опасные подводные препятствия, а бортовые стенки защитят дорогостоящее оборудование в случае столкновения. Но всем бы нам хотелось иметь подводный глаз, смотрящий вперед по курсу движения судна. Электронная версия такого глаза называется «эхолот переднего сканирования» (FLS – forward-looking sonar), и недавно я получил задание узнать, насколько хорошо работает это оборудование.

   Вот с какой проблемой приходиться сталкиваться морякам: за исключением очень прозрачных тропических вод, мы не можем видеть, куда направляется половина (и очень важная половина) нашего судна. Кончено, у нас есть морские карты, на которых отмечены опасные подводные препятствия, а бортовые стенки защитят дорогостоящее оборудование в случае столкновения. Но всем бы нам хотелось иметь подводный глаз, смотрящий вперед по курсу движения судна. Электронная версия такого глаза называется «эхолот переднего сканирования» (FLS – forward-looking sonar), и недавно я получил задание узнать, насколько хорошо работает это оборудование.

   Прежде всего, я хочу дать несколько определений. Мы не будем говорить об эхолотах типа “side-scanning” (бокового сканирования) или “searchlight”. Цены на эти модели начинаются с $10,000 (и, согласно представителям компании Simrad, это только начальный уровень). Большие механические датчики таких эхолотов требуют сложного монтажа. Хотя эти устройства могут обнаруживать препятствия перед судном, они были разработаны для коммерческой рыбной ловли и для работы с рыболовецкими сетями. Гораздо больший интерес для любителей морских прогулок представляют эхолоты переднего сканирования (FLS), имеющие более простые датчики и цену в диапазоне от $700 до $2,000.

   На рынке эхолотов FLS представлены две компании – Interphase и EchoPilot. У каждой из этих фирм есть своя схема вертикального сканирования столба воды (от дна до поверхности) и передачи результирующего профиля дна на ЖК-дисплей. Это означает, что на экране будет представлено изображение «в реальном времени» в отличие от традиционного эхолота, который показывает уже пройденный участок дна. Такую задачу выполнить значительно труднее.

   Хотя компании Interphase и EchoPilot предлагают свою продукцию уже в течение многих лет, процент судов, оборудованных их эхолотами, остается достаточно низким. Кроме того, я нашел лишь несколько публикаций об эхолотах FLS в журналах, посвященных судовому оборудованию. Все это делает технологию FLS еще более непонятной. Может ли эхолот переднего сканирования помочь яхтсмену обойти плавающий контейнер в открытом море или подводные скалы около незнакомого берега? Мне удалось побеседовать с несколькими пользователями эхолотов FLS, и теперь я знаю ответы на эти вопросы.

   Род МакИннис использует эхолот Interphase Probe на борту своей 36-футовой яхты Carver в районе бухты Сан-Франциско с 1995 года. Его отзывы были более сдержанными по сравнению с другими моими собеседниками. Вот что он говорит: «Применение сканирующего эхолота в реальных условиях не оправдало моих ожиданий». Его основное недовольство связано с ограниченной дальностью эхолота. В то время как рыбопоисковый эхолот аналогичного ценового диапазона может отыскивать дно на расстоянии 2,000 футов, эхолот FLS с многонаправленным трансдьюсером не может обеспечить такой дальности. Диапазон переднего сканирования для топ-моделей Interphase составляет 1,200 футов, а для эхолотов EchoPilot – в два раза меньше. Эта дальность является недостаточной, особенно по сравнению с человеческим глазом или радаром на поверхности воды. К сожалению, дальность эхолота FLS ограничивается глубиной. Это связано с помехами от поверхности воды и от дна. Как правило, диапазон переднего обзора эхолота всего в 6 раз превышает глубину. Например, при глубине 25 футов передний обзор ограничен всего лишь 150 футами (минус расстояние, на которое трансдьюсер отстоит от носа судна).

   Также МакИннис указывает на ограничения в работе эхолота Probe на мелководье. Поскольку шкала переднего обзора в 1,5 раза превышает шкалу глубины (см. рис. на стр. 82), нужно настроить диапазон глубины на 90 футов, чтобы получить диапазон переднего обзора 135 футов. Поэтому при глубине 25 футов используется только одна треть от экрана 3.25” x 4”. Это небольшое изображение может быть легко искажено помехами. В заключение Род МакИннис заметил: «Если Вы ожидаете препятствия по курсу судна и идете на малой скорости, то Вы успеете заметить эти препятствия на экране эхолота вовремя. Если же Вы плаваете в незнакомом месте, то Вы можете не успеть отреагировать. Если бы передо мной снова стоял выбор, то я не купил бы еще один эхолот переднего обзора».

   Однако не все пользователи эхолотов FLS настроены так пессимистично. Дэвид Хоар, статья которого появилась в апрельском номере журнала “Pacific Yachting”, рассказывает о том, как его новый эхолот Interphase Outlook помог ему во время плавания вдоль островов Королевы Шарлоты в Британской Колумбии. Хоар – опытный моряк, и он специально оснастил свою резиновую шлюпку эхолотом для проведения разведки этого плохо изученного района с большим количеством подводных скал. Он подходил к незнакомым берегам на самом тихом ходу, затем выполнял 3-мерный осмотр территории (с помощью эхолота переднего сканирования определял расстояния до видимых и подводных препятствий, одновременно отмечая их глубину). Дэвид Хоар говорит, что он мог видеть даже якорные цепи других судов, хотя его эхолот Outlook является менее мощной (и менее дорогой) версией модели Probe. По его мнению, эхолоты FLS являются, без сомнения, отличным выбором для любителей морских приключений.

   Вилли Мейнхардт также доволен своим эхолотом EchoPilot FLS Silver, который он испытал во время плавания среди 30,000 островов вдоль побережья Швеции. «Плавая среди такого огромного количества островов, необходимо постоянно сверяться с картой», - рассказывает Вилли. - «И даже если ты всегда знаешь, в каком месте находишься, существует опасность столкновения, потому что в этом районе много необозначенных скал». Мейнхардт был рад сообщить, что его эхолот FLS даже превышает коэффициент 6:1 (расстояние : глубина) в тех случаях, когда препятствие представляет собой крутую твердую поверхность. Так ему удалось избежать столкновения с несколькими подводными скалами. Вилли рассказал, что у его эхолота потемнел дисплей после пребывания целый день на ярком солнце, но компания EchoPilot предоставила ему новый прибор, который он еще не испытывал.

   Шелдон Хайни – это еще один пользователь эхолота FLS, довольный своим приобретением. Хайни плавает в районе Портсмута (Нью-Хэмпшир) на сравнительно небольшом паруснике, и часто сталкивается с сильными приливными течениями реки Piscataqua River. Эхолот Interphase PCView, «очень полезный прибор», помогает Хайни обходить мели при плавании вдоль берега. Модель PCView представляет собой «черный ящик», который Хайни подключает к своему ноутбуку для просмотра такой же картинки вертикального сканирования, как на экране Probe и Outlook, но с улучшенным разрешением и цветностью. Трансдьюсер размером «с половинку грейпфрута» также обеспечивает горизонтальное сканирование на 45 градусов по левому и правому борту с фиксированным углом наклона 20 градусов. Это изображение труднее расшифровывать, но Хайни любит использовать этот режим, что «плыть вдоль края канала». Г-н Чарльз Хикс, президент компании Interphase, рассказал мне, что пользователи, плавающие по внутренним водоемам, предпочитают режим горизонтального сканирования (который также имеется в модели Twinscope), поскольку этот режим не только обнаруживает препятствия перед судном, но и показывает альтернативный курс.

   Компания EchoPilot также предлагает модели с горизонтальным сканированием, но при этом пользователь должен физически поворачивать датчик из стороны в сторону. Эти приборы больше подходят для изучения рельефа дна, а не для предупреждения об опасности. Основное различие в технологии вертикального сканирования компаний EchoPilot и Interphase заключается в том, что в эхолотах EchoPilot передача и прием акустических сигналов выполняется в рамках единого мгновенного процесса, а в приборах Interphase используется трансдьюсер с 8 элементами. Компания EchoPliot обещает, что ее метод обеспечивает очень быстрое получение профилей дна, что особенно ценно во время выполнения поворотов на воде. В эхолотах Interphase пользователи могут использовать настройки “Width” (ширина луча) и “Mode” (режим) для выбора быстрых или подробных изображений.

   Основываясь на опыте моих собеседников, которым я хочу выразить свою глубокую благодарность, я могу сделать вывод, что ни от одной модели эхолота переднего сканирования не стоит ожидать чуда. Однако эти эхолоты могут помочь Вам избежать столкновения с подводными препятствиями, если Вы будете учитывать их ограничения. Как заметил Хайни: «Если не смотреть, куда плывешь, то и с эхолотом можно врезаться в берег». А мой шведский друг добавил: «Безусловно, с этим прибором мои возможности расширяются».

источник: www.navicom.ru
Комментариев нет

Написать комментарий